С девятого по десятое сентября в Тюмени в восьмой раз прошел форум «Инфотех»: чиновники и IT-специалисты со всей России обсуждали, как продвигается создание в нашей стране электронного правительства и какие препятствия встречаются на пути его «строителей».
Технический эксперт компании Перфоманс Лаб Данила Павлюченко посетил «Инфотех-2015» и сегодня готов поделиться с нами своими впечатлениями.
На пути к электронной демократии
Одной из ключевых тем «Инфотеха» в этом году стало выполнение майских указов президента в части увеличения количества россиян, которые получают государственные услуги в электронном виде: к 2018 году их доля должна возрасти до 70%.
Но по факту регионы не поспевают за целевыми показателями. На это есть объективная причина: большой процент населения не готов получать госуслуги исключительно в электронном виде, для этих людей принципиальна возможность пообщаться с чиновником – живым человеком, с которым можно поговорить по душам, пожаловаться или, наоборот, поделиться радостью.
Это подтверждают и результаты социологического исследования, которое провела старший научный сотрудник института философии и права Уральского отделения РАН Анна Трахтенберг. По его данным, распространение механизма получения госуслуг в электронном виде сдерживает ряд факторов: доступность информационных технологий, наличие навыков пользования ими, ожидаемая сложность освоения, доверие к технической надежности систем электронного правительства и, о чем уже говорилось выше, определенные социальные ожидания.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что доля россиян, получающих госуслуги только в электронном виде, практически не изменилась с 2010 года: на сегодня она составляет до 20%. При этом выгодополучателями от внедрения электронных госуслуг является не более 40% от общей численности населения нашей страны. Преимущественно это мужчины в возрасте до 35 лет, которые занимают руководящие должности либо зарабатывают на жизнь умственным трудом. Показательно, что эти люди ежедневно пользуются интернетом.
Что в связи с этим планирует делать министерство связи и массовых коммуникаций (Минкомсвязи) РФ? Об этом на форуме рассказывал директор департамента развития электронного правительства ведомства Владимир Авербах.
Во-первых, Минкомсвязи собирается синхронизировать мастер-данные различных ведомств. Речь, в первую очередь, идет о Федеральной налоговой службе, Пенсионном фонде России и Федеральной миграционной службе.
Во-вторых, планируется перейти от практики оказания единичных госуслуг к формированию пакетов услуг для различных жизненных ситуаций. Например, когда у человека появляются дети, он может сразу получить свидетельство о рождении, оформить пособие и СНИЛС, зарегистрировать их по месту жительства и так далее.
И, наконец, министерство рассчитывает расширить спектр услуг, которые предоставляют государственный и региональные порталы. Как видите, на пути достижения показателей, обозначенных в майских указах, стоит целый ряд существенных проблем. В такой ситуации органы власти могут либо попытаться «подогнать» статистику под требования постановления, либо объединить процедуры оказания госуслуг в привычном для населения формате и в электронном виде. В последнем случае необходимо создать инфраструктуру, в которую войдут многофункциональные центры, единый и региональные порталы государственных услуг. Причем эта система должна быть направлена на оказание не единичных, а пакетных услуг.
Приятно, что Минкомсвязи решило добиваться целевых показателей именно этим способом. Надеюсь, что другие ведомства также оценят эти инициативы и окажут всестороннюю поддержку Минкомсвязи.
Курс на импортозамещение
Тюменский форум еще раз подтвердил, что главной тенденцией последнего времени является курс на импортозамещение. Перед чиновниками стоит задача составить план по замещению иностранных товаров на отечественные во всех отраслях. Сфера IT не стала исключением. На общероссийском уровне уже действует организация «Отечественный софт», объединившая ряд крупных разработчиков. В настоящий момент эта ассоциация составляет каталог программного обеспечения, чтобы объявить какие российские аналоги для иностранного софта она может предложить. Вопрос замены аппаратной составляющей и глобальных информационных сервисов трансформируется, скорее, в диверсификацию поставщиков.
Мы понимаем, что импортозамещение – не только модное веяние, но и объективно необходимое явление. Но здесь главное не переусердствовать и в результате не отгородиться от мировых процессов в области информационных технологий.
Конечно, государство должно поддерживать отечественных производителей в сфере IT, как оно помогает и другим отраслям промышленности. Но если мы начнем производить полное импортозамещение, то никогда не сможем конкурировать с иностранными компаниями, поскольку сегодня уже нельзя создать коммерчески успешный на международном рынке, но при этом исключительно отечественный продукт.
Информационная безопасность не равна изоляции
Участники «Инфотеха» активно обсуждали такие тренды, как классическая информационная безопасность, включающая технические и организационные средства ее обеспечения, и гибридная информационная безопасность. Под последним понятием подразумевается противодействие гибридным атакам, которые не имеют четко выраженных организаторов и осуществляются с привлечением простых пользователей.
Кроме того, в контексте темы развития информационного общества был затронут вопрос суверенитета в информационном пространстве.
И все же, несмотря на важность информационной безопасности как для государственных организаций, так и для частного бизнеса, необходимо понимать, что она не равна изоляции от международного информационного общества.
Эффективность бюджетных трат должна возрасти
На «Инфотехе» несколько раз поднималась тема экономии государственных средств. Да, в федеральном бюджете на 2015 год на расходы в сфере IT заложено порядка 105 млрд руб., что на 23% больше, чем в прошлом году. Тем не менее, участники форума признали, что, скорее всего, эта статья будет недофинансирована и бюджетные траты на IT сохранятся на уровне последних лет (речь идет о сумме в 85 млрд руб.). Причем по прогнозам такая ситуация продлится все ближайшие годы.
Положение усугубит имеющееся среди российских регионов бюджетное неравенство: разброс в объемах расходов на сферу IT может доходить до 1 тыс. раз!
При этом мы должны учитывать, что перед федеральными и региональными ведомствами стоят задачи по импортозамещению, повышению информационной безопасности, достижению целевых показателей майских указов президента. Выполнить их можно только при повышении эффективности расходования бюджетных средств. Поэтому большинство представителей власти декларируют готовность рассмотреть любые проекты, которые позволят экономить на расходах.
ГЧП открывает новый рынок
Еще одним интересным трендом, о котором много говорили на форуме, стало государственно-частное партнерство в сфере IT. Предполагается, что проекты, реализуемые на условиях ГЧП, будут условно бесплатными для государства. А разработчики в их рамках получат возможность монетизировать дополнительные услуги.
Проблема в том, что на текущий момент не разработана нормативная база в этой области. Да и сами разработчики пока не готовы инвестировать в такие проекты, если им не будет гарантирована долгосрочность взаимодействия с государством на оговоренных условиях.
Тем не менее, в перспективе ГЧП снизит расходы государства на разработку новых услуг и при этом повысит доходы разработчиков. Конечно, при таком сотрудничестве органам власти придется приложить усилия к тому, чтобы за ними, а не за частными компаниями, осталось право определения размера пошлин за оказание госуслуг. При учете этого тонкого момента данное направление сможет открыть новый рынок, который потребует от его участников свежих идей и высококлассной их реализации, так как в данном случае разработчикам придется бороться за каждого клиента дополнительных сервисов.
Об авторе
Данила Павлюченко — ИТ-специалист со стажем более 5 лет, кандидат технических наук. Данила является техническим экспертом компании Перфоманс Лаб — глобальной компании, специализирующейся на тестировании и обеспечении качества ПО. Основное направление деятельности — обеспечение качества информационных систем в государственном секторе.